Воспоминания участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла
Викулин А.А.
Начиная боевые действия на Дальнем Востоке, мы твердо верили в справедливость нашего дела. В интересах быстрейшего окончания второй мировой войны, обеспечения безопасности дальневосточных границ и ликвидации очага агрессии в Азии.
СССР, верный своему союзническому долгу, после отказа Японии капитулировать перед антифашисткой коалицией, 9 августа заявил правительству Японии, что СССР считает себя в состоянии войны с Японией. В то время я принимал участие в составе 808 отдельного батальона аэродромного обслуживания Забайкальского фронта. Наша задача была обеспечивать устойчивой радиотелефонной связью авиационные части, наносившие удар с запада по Квантусной армии японцев, и прорыв Манчжуро-Чжалайнурского и Холун-Аршанского укрепленных районов японцев, форсирование горного хребта Большой Хинган, преодоление безводных степей Монголии и освобождение Манчжурии от японских самураев.
За Большим Хинганом, когда мы овладели действующими железнодорожными узлами, мы двинулись уже в эшелонах к Мугдену, а затем через Дайрен в Порт-Артур.
Но истинным подвигом всех воинов нашей армии был сам переход через Большой Хинган.
Под палящим Солнцем, радуясь даже малейшему дуновению ветерка, мы шли от сопки к сопке. Вверх и вниз. Им, этим сопкам нет конца.
Шли и на ходу рассеивали отдельные боевые группы японцев, укрывавшихся в ущельях и перевалах, уничтожали их опорные пункты.
А солнце жгло нещадно. Температура днем достигала тридцати пяти – сорока градусов. Воды мало. Дорог каждый глоток живительный влаги. Чем чаще хватаешься за флягу, тем сильнее жажда, но мы терпели. А вот машины не выдерживали, в радиаторах бурлил кипяток, перегревались моторы.
Мы перевалили через Большой Хинган, и на нас обрушились муссонные дожди. Как говорится, из огня да полымя. Такие ливни размыли и без того плохие дороги, связь между частями резко ухудшилась, в основном она осуществлялась самолетами ПО-2.
На подступах к городу Тунляо японцы взорвали мост на реке Ляохэ, это стало серьезным препятствием для дальнейшего продвижения. Ширина Ляохэ достигала четырехсот метров, глубина – пяти. Наши понтоны из-за плохих дорог и отсутствия бензина отстали, поэтому под проливными дождями подходившие части помогали восстанавливать мост и использовать подручные средства переправы через реку Ляохэ.
8 сентября мы въехали в Порт-Артур, город, чье название говорит так много каждому русскому. Мы невольно заглянули в славные страницы истории.
Много времени провели Электрическом Утесе, где когда-то стреляла прославленная 15-я батарея защитников города, на Перепелиной Горе в бывшем штабе адмирала Алексеева и военном музее. Но самое сильное впечатление осталось у меня от посещения русского военного кладбища. 15 тысяч солдат, матросов и офицеров Порт-Артурского гарнизона и флота были похоронены на нем. В центре стоит часовня на высоком фундаменте. На ее мраморе простая и строгая надпись: «Здесь покоятся бренные останки доблестных русских воинов, павших при защите крепости Порт-Артура». В скорбном молчании мы стояли перед часовней
Война на Дальнем Востоке продолжалась недолго и завершилась полным разгромом Квантунской Армии и ее капитуляцией. Победив вооруженные силы милитаристской Японии. Наш народ завершил долгую и нелегкую борьбу против фашистских агрессоров.
На этот раз Советская Армия помогла освободиться от тирании иноземных оккупантов народам Китая и Кореи. Покончив с Японским агрессором, Советские войска оказали тем самым неоценимую помощь китайскому народу и его народно-освободительной армии в развертывании сил революции.
Госархив ВКО, ф.753, оп.2, д.144, л.3